ДТП повлекшее смерть 2 и более лиц

Содержание

Статья 264 УК РФ — нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью, смерть, смерть двух и более лиц, в состоянии опьянения. Федерального Судьи / Юргруппа МИП

ДТП повлекшее смерть 2 и более лиц
Юридическая энциклопедия «МИП» » адвокат по уголовным делам » Статья 264 УК РФ — нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью

Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

Субъект преступления

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее − Правила).

Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

Отличие от смежных составов

В силу пункта 1.2 Правил к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

Основания для отмены приговора либо возврата дела прокурору

При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Если же в приговоре суда будет отсутствовать указание на пункты правил, то приговор будет однозначно отменен судом апелляционной инстанции.

Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого.

Превышение скорости

Превышение скорости дорожного движения-одна из основных причин всех совершаемых ДТП. Как показывает судебная практика, доля подобных случаев составляет порядка 40 %.

Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта 10.

1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

Отсутствие технической возможности остановки транспортного средства

Нередко результатом ДТП является техническая неисправность транспортного средства, которая не позволяет водителю избежать столкновения (наезда).

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Судебная автотехническая экспертиза

По всем преступлениям, предусмотренным статьей 264 УК РФ в обязательном порядке проводится автотехническая экспертиза, которая отвечает на целый ряд вопросов, имеющих значение для расследования уголовного дела и последующего наказания виновного лица. В частности, экспертиза дает ответ на вопросы о скорости автомобиля в момент ДТП, тормозном пути, наличия либо отсутствия технической возможности остановки транспортного средства и др.

Следует иметь в виду, что в компетенцию судебной автотехнической экспертизы входит решение только специальных технических вопросов, связанных с дорожно-транспортным происшествием.

Поэтому при назначении экспертизы суды не вправе ставить перед экспертами правовые вопросы, решение которых относится исключительно к компетенции суда (например, о степени виновности участника дорожного движения).

При анализе и оценке заключений автотехнических экспертиз следует также исходить из того, что объектом экспертного исследования могут быть обстоятельства, связанные с фактическими действиями водителя транспортного средства и других участников дорожного движения.

Нередко суды ставят перед экспертами вопросы, не совсем относящимися к компетенции автоэкспертов. В подобных случаях заинтересованное лицо имеет право ходатайствовать о назначении и проведении повторной экспертизы.

Повлекшее смерть потерпевшего, либо смерть двух и более лиц

Нередко в результате ДТП причиняется не только тяжкий вред здоровью, но наступает смерть потерпевшего. Это может быть наезд на пешехода, либо столкновение автомобилей, в результате которого водитель либо пассажиры одного из участников ДТП погибают.

Ответственность за причинение смерти в результате ДТП установлена в части 3 и 4 статьи 264 УК РФ. За причинение смерти двум и более лицам – по части 5 и 6 статьи. Санкции предусматривают наказание в виде лишения свободы с обязательным дополнительным наказанием в виде лишения права управления. Как показывает судебная практика, в 70% случаев виновным лица назначается реальное лишение свободы. Особо это касается случаев совершения преступления в состоянии опьянения.

В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного происшествия пострадало два и более человек, действия лица, нарушившего правила дорожного движения при управлении транспортным средством, подлежат квалификации по той части статьи 264 УК РФ, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 17 УК РФ совокупностью преступлений признаются только те действия (бездействие), применительно к которым признаки преступлений предусмотрены двумя или более статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности, поездка на мотоцикле без мотошлема и т.п.), эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание, за исключением случаев, когда водитель не выполнил свои обязанности по обеспечению безопасности пассажиров (пункт 2.1.2 Правил).

Читайте также  ДТП на пешеходном переходе наказание водителя

Совершенное в состоянии опьянения

В соответствии с п. 2.7 Правил дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного).

ДТП в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения – наиболее общественно опасное нарушение ПДД, поскольку в состоянии опьянения у виновного лица отсутствует должная реакция на дорожную обстановку, он не осознает своих действий, в связи с чем, как правило, наступают более значимые последствия.

При назначении наказания лицу, совершившему предусмотренное статьей 264 УК РФ преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в силу части 3 статьи 60 УК РФ следует учитывать указанное обстоятельство как отрицательно характеризующее личность этого лица, умышленно допустившего нарушение пункта 2.7 Правил, повышающее степень общественной опасности им содеянного.

Анализ судебной практики показывает, что практически во всех случаях виновному лицу назначается реальное лишение свободы, даже несмотря на примирение с потерпевшим лицом и заглаживании причиненного вреда.

Лишение прав как дополнительное наказание

В связи с тем, что статья 264 УК РФ, наряду с основным наказанием предусматривает возможность применения к виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством, следует иметь в виду, что исходя из статьи 47 УК РФ указанное дополнительное наказание может быть назначено как лицу, которому в установленном законом порядке было выдано соответствующее удостоверение, так и лицу, управлявшему автомобилем или другим транспортным средством без соответствующего разрешения.

При назначении виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством суду надлежит информировать об этом соответствующее управление ГИБДД в субъекте Российской Федерации. Имеющееся в деле удостоверение на право управления транспортными средствами следует направить в это подразделение для исполнения приговора суда.

Как уже говорилось выше, в случае осуждения лица за совершение ДТП в состоянии опьянения либо повлекшее смерть потерпевшего, закон предусматривает назначение обязательного дополнительного наказания в виде лишения права управления.

Умышленное причинение вреда здоровью

В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против личности.

Так, приведем пример. Так, Б., работая трактористом на заводе, испытывал личную неприязнь к К., который периодически высказывал свое недовольство в работе Б., поскольку последний часто приходил на работу пьяный. При этом К. стал требовать у Б. деньги, чтобы не сообщать руководству о данных фактах, которые были известны только ему. Подождав удобный момент, когда К. вышел из одного из цехов завода, Б.

подъехал к нему на тракторе и резко надавил на педаль акселератора, и переехал его. Он полученных травм К. скончался. В ходе следствия Б. утверждал, что перепутал педали акселератора и педаль тормоза, и такое у него уже бывало неоднократно. То есть никакого умысла на причинение смерти у него не было. Следствием было собрано достаточно доказательств виновности Б.

в совершении именно умышленного убийства, и последний был осужден на 9 лет лишения свободы.

Освобождение от уголовной ответственности за примирением сторон

Освобождение от уголовной ответственности по данному составу возможно за примирением сторон.

Как показывает судебная практика, прекращение уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 264 УК РФ, за примирением сторон (статья 25 УПК РФ) является правом, а не обязанностью суда.

При принятии решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением лица, совершившего преступление, с потерпевшим, суду надлежит всесторонне исследовать характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, иные обстоятельства дела (надлежащее ли лицо признано потерпевшим, его материальное положение, оказывалось ли давление на потерпевшего с целью примирения, какие действия были предприняты виновным для того, чтобы загладить причиненный преступлением вред, и т.д.). Принимая решение, следует оценить, соответствует ли оно целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, общества и государства.

В связи с этим необходимо также устанавливать, соблюдены ли предусмотренные статьей 76 УК РФ основания, согласно которым от уголовной ответственности может быть освобождено лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/voprosyi-i-otvetyi/ugolovnoe-pravo/264-uk-rf-narushenie-pdd.html

Ответственность за ДТП с летальным исходом

Автомобиль – это транспортное средство, эксплуатация которого сопряжена со многими рисками, в том числе смертельным исходом. И даже совсем не обязательно, что в результате дорожно-транспортного происшествия пострадаете Вы сами.

Есть вероятность того, что от Вашего неопытного вождения или возникновения непреодолимых обстоятельств, может погибнуть другой человек. Лишение жизни человека, даже по неосторожности, наказывается в соответствии с уголовным кодексом.

ДТП со смертельным исходом (ст. 264 УК РФ) – это трагедия, в которой виновное лицо будет нести ответственность. Но это вовсе не означает, что виновным окажется выживший в аварии водитель.

В отдельных ситуациях может быть доказана вина в ДТП погибшего человека, что, безусловно, позволит выжившему избежать уголовного наказания.

Состав и особенности преступления

ДТП с летальным исходом регулируется ст. 264 УК РФ. Кроме возникновения смерти в результате эксплуатации транспортного средства, статья регламентирует преступления по причинения тяжкого вреда здоровью в результате аварий.

Объектом преступления в данном случае выступает жизнь и здоровье человека, а также общественная безопасность на дороге.

Объективная сторона квалифицируется при установлении причинно-следственной связи между нарушением конкретного правила ПДД и возникшими последствиям аварии в виде смерти человека.

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием неосторожной вины в результате халатного или небрежного вождения. Субъектом может выступать лицо, управляющее транспортным средством, при достижении им возраста в 16 лет.

Для того, чтобы авария попала под ст. 264 УК РФ, должна быть проведена экспертиза, подтвердившая связь между действиями водителей и последствиями столкновения.

Нередко встречаются случаи, когда человек за рулем погибает от сердечного приступа, в результате чего теряет управление автомобилем и создает ДТП. Никто не будет виновен в его смерти, это лишь стечение обстоятельств.

Наказание за ДТП со смертельным исходом

Если все же будет доказано наличие уголовного преступления, к обвиняемому могут быть применены различные меры ответственности.

Каждая из них используется по мнению суда при наличии определенных обстоятельств преступления. Итак, ст. 264 предусматривает следующие наказания.

При нарушении ПДД, повлекшем смерть:

  • Принудительные работы до 4 лет с лишением права заниматься определенной деятельность или занимать конкретные должности до 3 лет;
  • Лишение свободы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или вести конкретную деятельность до 3 лет.

При нарушении ПДД, повлекшем смерть, будучи в состоянии алкогольного опьянения:

  • Лишение свободы от 2 до 7 лет с лишением права заниматься конкретными видами деятельности и быть в определенных должностях до 3 лет.

При нарушении ПДД, повлекшем смерть нескольких потерпевших:

  • Принудительные работы до 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности до 3 лет;
  • Лишение свободы до 7 лет с запрещением права заниматься конкретными видами деятельности и занимать определенные должности до 3 лет.

При нарушении ПДД, повлекшем смерть нескольких лиц, будучи в алкогольном опьянении:

  • Лишение свободы от 4 до 9 лет с лишением права заниматься определенной деятельности и занимать конкретные должности до 3 лет.

В качестве опьянения признается наличие в организме алкоголя, наркотических средств, а также при отказе водителя от прохождения медицинского освидетельствования.

Очевидно, что уголовная ответственность за ДТП со смертельным исходом в качестве отягчающего обстоятельства подразумевает употребление алкогольных напитков.

Если человек, осознавая запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянения, намерено садится за руль пьяным, значит он в полной мере осознает опасность своих действий.

Отягчающие и смягчающие обстоятельства по ДТП

Чтобы установить виновность конкретного лица в аварии проводится ряд следственных мероприятий. Сотрудники ГИБДД, полиции, прокуратура и эксперты должны проверить техническое состояние авто на предмет наличия неисправностей, траекторию его движения, поведение водителей на дороге.

Уголовное дело не будет возбуждено, если будет доказано, что водитель не мог затормозить и предотвратить столкновение.

Наказание водителю будет избираться на основании неких обстоятельств его жизни и поведения на дороге в момент ДТП.

В частности, отягчающим обстоятельствами могут быть признаны:

  • Оставление места аварии;
  • Употребление наркотиков или алкоголя в день ДТП;
  • Пристрастие к употреблению наркотиков или алкоголя, нахождение на учете у нарколога;
  • Наличие информации у водителя о технических неисправностях автомобиля;
  • Большое число штрафов и иных административных проступков у водителя;
  • Управление автомобилем без водительского удостоверение;
  • Участие несовершеннолетних в преступлении.

Все эти действия подтверждают недобросовестность злостного нарушителя.

В качестве смягчающих вину обстоятельств судом могут быть учтены следующие факты:

  • Водителем выступает беременная женщина;
  • У водителя на иждивении имеются дети, опекать которых кроме него некому;
  • Водитель полностью загладил вред перед родственниками погибшего: выплатил ущерб, моральную компенсацию, извинился и т.д.

О принятии к производству смягчающих обстоятельств по делу должен ходатайствовать защитник подсудимого.

ОСАГО

Выплаты по ОСАГО по ДТП со смертельным исходом могут быть гарантированы родственникам погибшего. Это, как правило, предусмотрено самим полисом. Сумма выплаты в каждой конкретной ситуации определяется индивидуально.

Право на получение выплаты по ОСАГО при смерти водителя в ДТП можно только при условии, что полис был оформлен не ранее 1 апреля 2017 года.

В 2018 году максимальный размер выплаты по ОСАГО за причинение смерти при ДТП по неосторожности был равен 500 000 рублей. Лишь единожды выплата за смерть в аварии составила 50 000 рублей. В среднем ее размер держится в пределах 150 000 – 400 000 рублей.

Читайте также  Действия водителя при ДТП инструкция

Как получить компенсацию за моральный вред?

Смерть родственника, особенно трудоспособного возраста, – это не только трагедия, но существенное ухудшение материального положения семьи.

В гражданском порядке родственники имеют право потребовать выплаты им компенсации за моральные страдания, понесенные в результате смерти родного человека.

Размер возмещения морального вреда нигде не прописан и может иметь абсолютно любое значение. Другое дело, что судья в процессе анализа преступления и обстоятельств жизни подсудимого, может существенно снизить размер такой выплаты.

Чтобы получить больше, нужно похлопотать о сборе необходимых документов, подтверждающих Ваше плачевное состояние.

Итак, для выплаты морального вреда потребуются следующие документы:

  • Материалы ДТП;
  • Документы из ЗАГС, подтверждающие степень родства с погибшим в ДТП;
  • Заключение медицинского эксперта, которое подтвердит тот факт, что погибший скончался от действий подсудимого на дороге;
  • Документы, которые подтверждали бы доходы погибшего, которые он вносил в семейный бюджет;
  • Медицинские справки и показания свидетелей и близких, которые удостоверят факт обращения родных в больницу за помощью в лечении депрессии и нервных истощений.

Для определения компенсации суд также будет учитывать возраст и материальное положение подсудимого, его способность выплатить взыскиваемую сумму.

Нередко обвиняемый, не желая выплачивать компенсацию, скрывает доходы, избавляется от имущества и любыми другими способами пытается доказать свою финансовую несостоятельность. Обратитесь за помощью к приставам, чтобы максимально получить от виновника размер установленного судом взыскания.

Если у погибшего остались несовершеннолетние дети, представлять их юридические интересы в суде будут законные представители.

Судебная практика

При квалификации преступления по ст. 264 УК РФ возникают сложности в установлении причинно-следственной связи между нарушением ПДД и смертью другого человека.

Как правило, водитель, обвиняемый в преступлении, всеми силами стремится доказать свою невиновность и неосторожность. При этом точно доказать, как действовал погибший на дороге до столкновения, практически невозможно, если конечно нет видеозаписи.

Судья в большинстве случаев, так или иначе, снижает размер требуемой моральной компенсации, но незначительно. Поэтому лучше требовать больше.

В судебной практике нередко встречаются дела, в которых ДТП происходит с участием водителей большегрузов, официально трудоустроенных в конкретных компания по перевозке товаров.

Здесь, как правило, ответчиком по выплате компенсации признается сама организация, а не водитель. Он исполнял свои трудовые обязанности, и если не допустил серьезных нарушений ПДД, не будет признанным виновным в этом преступлении.

Компания же за смерть человека от ее машины обязана будет выплатить моральный ущерб.

Когда в ДТП погибают дети, которые ездили по всем правилам дорожного движения в спецкреслах, сумма компенсации вырастает в разы.

Перебегая дорогу в неположенном месте люди рискуют быть сбитыми транспортным средством, которое в последствие не будет наказано уголовным правом. Ведь для переходов существует специальные места.

Автомобили – самый опасный вид транспорта. Ежегодно в России погибает на дорогах порядка 40 000 человек. Эта страшная цифра свидетельствует о беспределе, царящем на дорогах, безнаказанности и коррупции среди органов порядка дорожного движения.

Сегодня чтобы не попасть в ДТП и не стать жертвой такого столкновения, нужно думать не только за себя, но и за всех окружающих участников дорожного движения.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/dtp-so-smertelnym-isxodom-statya-uk-rf/

Дтп с летальным исходом — тюрьма или нет?

Самые страшные последствия автомобильной аварии – это гибель людей. Соответственно, и наказание виновнику такого ДТП установлено жесткое, а регулируется оно Уголовным кодексом РФ. Конечно, все аварии различаются, к водителю могут быть применены обстоятельства, смягчающие вину или отягощающие ее, поэтому в каждом конкретном случае меру пресечения выбирает суд, после того как ознакомится со всеми материалами дела и выслушает всех его участников.

Каким именно будет наказание за ДТП со смертельным исходом, зависит от поведения всех участников процесса на трех основных этапах: на месте аварии, во время уголовного расследования и на судебном процессе.

Действия на месте аварии, которые влияют на наказание

Авария, в результате которой есть пострадавшие, обязательно сопровождается вызовом скорой помощи. Обязанность каждого водителя сначала позаботиться об оказании помощи, а уже потом сообщать об аварии в полицию и в страховую компанию. Игнорирование этой законодательной нормы впоследствии может привести к переквалификации деяния, и речь уже пойдет не о нарушении ПДД, а о преступном бездействии.

Но в любом случае нельзя просто уехать с места столкновения. Даже если никто и не пострадал, то за оставление места ДТП предусмотрена админответственность в виде лишения прав или ареста. А когда речь идет о погибших, то разыскивать сбежавшего водителя будут как преступника, для суда же это будет поводом ужесточить наказание.

Когда нарушение ПДД квалифицируется как преступление

Уголовная ответственность наступает только тогда, когда в результате аварии ее участники получили средние или тяжелые повреждения, а также в случае если кто-то не выжил. Но не всегда сразу на месте ДТП можно говорить о наличии жертв с тяжелыми повреждениями, которые оказываются несовместимы с жизнью. Медиками фиксируются случаи, когда во время первичного осмотра у участника ДТП не было обнаружено серьезных повреждений, а на следующий день человек умирал. В таких случаях важно установить взаимосвязь между ДТП и смертью.

И наоборот, не всегда погибшие, найденные на месте аварии, умерли от столкновения. Человек со слабым сердцем вполне может умереть от инфаркта, испугавшись удара от подрезавшего его автомобиля.

По общему правилу водитель, виновный в нарушении ПДД, впоследствии приведшего к аварии со смертельным исходом, привлекается именно к уголовной ответственности, вопрос об административном проступке даже не ставится. А смерть должна быть вызвана именно столкновением. Но при этом у водителя не должно быть умысла другого участника движения. При выявлении таких обстоятельств, преступление будет квалифицироваться как убийство, а автомобиль будет выступать в качестве орудия.

Последствия ДТП с летальным исходом расписаны в ст. 264 УК РФ. Когда суд установил, что водитель все же виновен в нарушении ПДД, что смерть потерпевшего имеет прямую связь со столкновением, он принимает во внимание все наличествующие смягчающие и отягощающие обстоятельства, чтобы принять решение. Вышеуказанная статья устанавливает следующие виды наказания, действующие в 2018 году:

  • Если умер один человек, тогда виновнику ДТП грозят принудительные работы (до 4 лет) или лишение свободы (до 5 лет). Вместе с этим он будет лишен водительских прав на срок до 3 лет.
  • Если водитель был пьян, тогда срок лишения свободы увеличен до 7 лет. О принудительных работах речь уже не идет, а прав лишают также на срок до 3 лет.
  • Если погибло два и более человека, тогда суд может назначить принудительные работы (до 5 лет), или лишение свободы (до 7 лет). Водителя лишают прав опять же на срок до трех лет.
  • Если погибло два и более человека, а водитель был пьян, тогда максимальный срок принудительных работ остается 5 лет, а вот срок лишения свободы увеличивается уже до 9 лет. Лишение прав при этом не может превышать 3 лет.

Стоит отметить, что в статье указаны только максимальные сроки наказания, которые суд не может превысить, зато имеет полное право уменьшить. Адвокат, представляющий интересы виновника ДТП, разрабатывая стратегию защиты своего подопечного, старается максимально задействовать смягчающие обстоятельства, перечисленные в уголовном законодательстве, а именно: наличие малолетних детей или беременность, незначительность нарушения ПДД и совершение его в первый раз, оказание помощи потерпевшему.

Ни о какой ответственности и речи быть не может, если сам виновник ДТП разбился насмерть. Но в российском законодательстве существует еще один способ избежать ответственности – это примирение с потерпевшими. Если договориться с родственниками погибшего, и компенсировать им ущерб, то можно стать освобожденным не просто от наказания, но и от уголовной ответственности.

Виновному в ДТП с летальным исходом, если он не сумеет договориться с родственниками погибшего, в первую очередь грозит наличие судимости. Меру наказания определяет суд, и зависеть она будет от множества деталей, но в основном от активности защитника, который должен добиваться смягчения наказания на всех этапах уголовного разбирательства.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/dtp-so-smertelnym-isxodom/

Смерть по неосторожности при ДТП: что грозит виновнику и на что могут рассчитывать родственники погибшего

Здравствуйте, это Илья Кулик.

Если в дорожной аварии погибли люди – это квалифицируется как смерть по неосторожности при ДТП, то есть, по сути, неумышленное убийство. А за это положен значительный срок. Но так как это неосторожное деяние, то наказание можно смягчить.

Конкретное наказание будет во многом зависеть от взаимоотношений виновной и потерпевшей сторон, и от отношения каждой из них к процессу, так как судебный процесс касается непосредственно их.

Какая статья предусматривает ответственность за дорожное происшествие со смертельным исходом

Уголовную ответственность за преступления, невольно совершённые на дороге, владельцами автомобилей, в том числе со смертельным исходом, предусматривает статья 264 УК РФ. Конкретно смерти в ДТП касаются пункты с 3 по 6.

Наказание за смертельное ДТП

Целых четыре пункта, касающихся аварий, в которой есть человеческие жертвы, созданы для дифференциации случаев:

  • по количеству погибших;
  • по состоянию водителя (трезвый/нетрезвый).

Следовательно, предусмотрено четыре степени наказания.

При осуждении по любой из них отбираются водительские права на срок до 3 лет как дополнительное наказание. Если не указано иное, минимальный срок по каждому типу наказаний – 60 дней.

Статья в тему: Какое наказание полагается за ДТП со смертельным исходом, в том числе для пешехода-виновника + последствия смертельных аварий за границей

Какие меры наказания установлены по каждому случаю

Если погиб только один человек и водитель был трезв возможно несколько вариантов наказаний, а именно:

  • до 4 лет принудительных работы;
  • до 5 лет лишения свободы.

Если погибших в ДТП несколько, для применения к трезвому водителю судья будет выбирать одну из следующих мер:

  • на 5 лет максимум – принудительные работы;
  • до 7 лет – лишение свободы.
Читайте также  Независимая экспертиза автомобиля после ДТП стоимость

Для лиц, совершивших такое же преступление в состоянии алкогольного опьянения, наказание будет более строгим. С 2014 года за ДТП по пьянке, если погибли люди, установлен нижний край продолжительности наказания.

Если в аварии погиб один человек наказанием для нетрезвого водителя станет заключение на период от 2 до 7 лет.

При гибели нескольких лиц, пьяному виновнику положен наименьший срок лишения свободы – 4 года, а максимальный – 9 лет.

Особенности уголовных дел, возбуждаемых по причинению в аварии смерти из-за неосторожности

Возбуждение дела по смертельным ДТП возможно в течение 6 лет. Следовательно, если не позже чем через шесть лет найдут виновного, скрывшегося с места аварии, он понесёт уголовную ответственность.

Примечание. В случае смерти виновника уголовное дело не возбуждается.

Статья в тему: Какой срок исковой давности при ДТП в различных ситуациях?

Так как причинение смерти в результате дорожного происшествия считается неумышленным поступком (если не докажут обратное), причинённым по неосторожности. В самом деле, ведь никакой водитель не хочет стать виновником смерти других. Поэтому даже нарушение правил движения в пьяном виде, повлёкшее смерть многих людей в аварии, считается преступлением средней тяжести.

Из этого следует возможность:

  • назначения условного срока;
  • закрытия дела по примирению сторон.

Понесёт ли наказание виновник-пешеход

Многие думают, что пешеходы не несут никакой ответственности, даже если нарушают ПДД. Но это не так. Да, в большинстве случаев виновным признаётся именно управляющий транспортным средством, так как он должен всегда держать ситуацию под контролем, ехать со скоростью, позволяющей вовремя тормозить и т. д.

Но когда будет доказано, что водитель не имел никакой ни технической, ни физической возможности не допустить аварию, виновником признают пешехода. В последнее время, с повсеместным использованием видеорегистраторов и, главное, принятием видеозаписей в суде, найти правду становится легче.

Какое наказание положено для пеших виновников?

Так что же будет пешеходу, если суд установит именно его виновником происшествия, в котором есть человеческие жертвы? Статья 264 к нему применяться не может, так как она только для управляющих ТС. Но в Уголовном кодексе есть другая статья – 268 для пешеходов, пассажиров и других участников движения, не являющихся водителями.

Виновному в смерти одного лица максимум на четыре года грозит (одно из списка):

  • ограничение свободы;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы.

В случае гибели из-за подозреваемого двух и более человек, максимально возможный срок принудительных работ увеличивается до 5 лет, алишения свободы до 7 лет, ограничение свободы не применятся. Состояние алкогольного и другого опьянения не предусматривает отдельного наказания, но может быть признано судом отягчающим обстоятельством.

Где отбывает наказание виновник?

Я думаю, что многие из вас, когда слышат слова «уголовный срок», «лишение свободы», сразу представляют тюремные казематы. На самом деле осуждённые за неумышленные преступления отбывают срок в колониях-поселениях.

В таких учреждениях нет охраны и постоянного надзора, нет ограничения по почтовому общению и личным свиданиям. Живут в общежитиях, но возможно и предоставление отдельной жилплощади, если осуждённый хочет жить с супругом. В некоторых случаях позволяется жить и вне колонии. Труд осуществляется и оплачивается согласно ТК РФ. За отказ трудиться налагаются взыскания, например, запрет выходить из общежития.

В общем, самое существенное отличие от обычной жизни – это необходимость находиться на строго определённой территории и периодически отмечаться в органах, а также то, что администрация может в любое время провести проверку, осмотреть вещи и т. п.

Основной минус колоний-поселений – вероятность того, что среди заключённых окажутся настоящие уголовники, отбывающие срок за тяжкие преступления, но приведённые в колонию за хорошее поведение или по другим причинам. Такие лица привносят тюремную атмосферу в колонии.

Что учитывается при вынесении приговора

При принятии решения о наказании судья учитывает различные обстоятельства дела, которые могут как уменьшать, так и усиливать наказание.

Что является поводом к уменьшению наказания

Смягчающими при смертельном ДТП будет:

  • совершение преступления впервые;
  • наличие вины пострадавшего (например, при столкновении двух автомобилей пассажир водителя, не нарушившего правила был не пристёгнут. Если непристёгнутый пассажир находился в автомобиле виновника, ответственность, за то, что он не воспользовался ремнём безопасности лежит на водителе);
  • виновник не достиг совершеннолетия;
  • обвиняемой является беременная женщина;
  • у подсудимого есть малолетние дети;
  • явка с повинной, помощь в расследовании;
  • виновник оказывал медицинскую помощь потерпевшему и добровольно возместил ущерб (моральный вред).

Если обвиняемый согласен с обвинением он может подать прошение о вынесении приговора без обычного судебного разбирательства, если потерпевший будет не против.

При таком особом порядке судьи учитывают только личность подсудимого и отягчающие и облегчающие обстоятельства. Наказание при таком процессе не назначается на период больший  от максимального по рассматриваемому преступлению.

Примечание. При смерти лица, которому нанесён вред, потерпевшим считают одного из его близких родственников.

Что усугубит вину

К отягчающим обстоятельствам при причинении смерти в ДТП можно отнести повторное совершение преступления. Причинение смерти и нетрезвое состояние сами по себе оцениваются отягчающие вину обстоятельства, но так как они составляют признак преступлений, описанных в ст. 264, то как при вынесении приговора они не учитываются в качестве отягчающих.

Примирение сторон

Формально законодательство дозволяет примирение сторон при любом преступлении средней тяжести. Однако достаточно давно идут споры как среди законодательного, так и судебного общества о правомерности примирения сторон по делам, связанным со смертью людей.

Противники примирения утверждают, что родственники и другие представители погибшего, которые признаются потерпевшими не имеют права примиряться с виновником от лица погибшего.

В любом случае решение о прекращении дела по примирению сторон принимается судом по каждому конкретному случаю отдельно, прекратить дело – это право судьи, а не его обязанность. И так как окончательного решения нет, в зависимости от региона и даже конкретного суда возможно различное решение этого вопроса.

Например, Свердловский областной суд считает недопустимым примирение сторон, если произошла гибель людей, а суды Татарстана, в том числе и высшие, практически всегда прекращают дела, связанные со смертельными авариями, по примирению сторон.

Условный срок

Теоретически, так как любое причинение смерти в ДТП считается неосторожным деянием и имеет среднюю тяжесть, условный срок возможен, если назначаемый срок не больше 8 лет. Условный срок назначается тогда, когда судья считает, что человек может исправиться и без изоляции от общественности.

Конкретную меру наказания выбирает судья. Как показывает практика, за ДТП, совершённые в пьяном виде, условный срок не назначается. В некоторых регионах судьи отказывают в условном наказании даже за причинение смерти в трезвом состоянии одному лицу.

В общем, вероятность отделаться условным сроком у виновника существует, но для этого потребуются существенные смягчающие обстоятельства, отсутствие возражений у потерпевших и обвинителей, и грамотная адвокатская поддержка. Если авария, приведшая к смерти, совершена в нетрезвом состоянии, реального срока не избежать.

Компенсация морального вреда

Смерть человека – это всегда горе для тех, кому он был дорог и невосполнимая потеря, поэтому закономерно встаёт вопрос о возмещении морального вреда родственникам.

Примечание. По договорам ОСАГО моральный вред страховыми компаниями не возмещается. Требовать его можно только с причинителя ущерба.

Как правило, компенсацию за душевные переживания взыскивают с виновника происшествия в судебном процессе. Требование морального вреда никак не связано с материальным ущербом. То есть потребовать его можно отдельным иском.

Окончательный размер выплаты определяется судом. Сложившаяся практика показывает, что судьи назначают суммы приблизительно в 2-5 раз меньшие, чем заявляются истцами. Бывали отдельные случаи занижения и в 10 раз.

Но даже с учётом таких занижений компенсации морального вреда при гибели в ДТП, как правило, достигают 500-800 тыс. рублей. Причём обратиться о взыскании морального ущерба может неограниченное количество лиц.

Статья в тему: Что такое моральный вред при ДТП и как проходит взыскание компенсации за него + образцы иска и возражения на исковое заявление

Сколько выплатит страховая компания по ОСАГО при гибели в ДТП

С 2015 года страховые компании выплачивают по 475 тысяч на каждого погибшего. Эта сумма распределяется между всеми выгодоприобретателями, которыми признаются не только потерявшие кормильца, как ранее, но и близкие родственники (супруг, дети, родители, лицо, содержавшие погибшего на иждивении). Если лиц, желающих получить выплату несколько, и суд признает каждого из них потерпевшим, максимальная сумма будет поровну разделена между ними.

Если до смерти потерпевшего была выплачена компенсация вреда здоровья, то уплаченная сума вычитается из выплат по смерти.

Любое лицо, предъявившее документы, свидетельствующие о расходах на погребение, может получить до 25 000 рублей компенсации.

Подведём итоги

  • наказание виновнику смертельного ДТП довольно суровое;
  • на решение судьи о назначении того или другого наказания значительно влияние отношение виновника и потерпевших к делу, подтверждённое соответствующими заявлениями;
  • примирение сторон и условный срок – возможное, но необязательное разрешение дела;
  • потерпевшие получат выплату от страховой компании и могут требовать от виновника компенсировать моральный вред.

Заключение

Причинение смерти в результате ДТП, с одной стороны – тяжкое деяние, с другой – всегда происходит неумышленно, против воли виновника. Поэтому в вынесении решения будут учитываться все обстоятельства дела, чтобы виновный понёс достаточное, но не превышающее тяжести преступления наказание.

В заключение посмотрите видео, в котором судья Челябинского областного суда отвечает на вопросы по уголовным делам, касающихся ДТП.

Вот и всё. Подписывайтесь на рассылку свежих статей и не забудьте поделиться прочитанным в социальных сетях, для чего нужно только нажать на иконку используемой вами соцсети, расположенную ниже. Будьте осторожны на дорогах. Всем пока.

Источник: http://kulikavto.ru/dtp/smert-po-neostorozhnosti-pri-dtp-kakoe-nakazanie-vinovniku.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: