Должен ли виновник ДТП выплачивать разницу

Содержание

Особенности возмещения ущерба при ДТП в 2018 году

Должен ли виновник ДТП выплачивать разницу

В России в настоящее время на 1000 человек приходится 305 личных легковых авто, этот показатель с каждым годом увеличивается. Растет и количество аварий на дорогах, в которых страдают люди, и получают повреждения транспортные средства.

В связи с этим развивается рынок автострахования, ведь подавляющее большинство автовладельцев не в состоянии за свой счет оплатить претензии тех, кто пострадал от их действий, и отремонтировать собственное разбитое авто. Возмещение ущерба при ДТП в РФ участники получают на основании полисов ОСАГО, каско, ДСАГО, Зеленая карта.

Каждый из них занимает отдельную нишу на рынке и работает в определенных обстоятельствах.

Какие произошли изменения в 2018 году

Наиболее серьезные поправки внесены в 40-ФЗ, регламентирующий ОСАГО. Касаются они тех происшествий, в оформлении которых необязательно задействовать сотрудников дорожной полиции. Как выплачивается страховка при ДТП по установленным правилам в этом случае? Можно отметить следующие нововведения:

  1. Увеличены выплаты при составлении европротокола до 100 тыс. рублей.
  2. В бланке извещения должны быть отражены сведения о разногласиях между участниками ДТП в отношении его обстоятельств либо об их отсутствии.

В 2018 году страховщики продолжают реализовывать введенные ранее нормы о замене денежных выплат натуральными, то есть организацией ремонта поврежденных ТС.

Оценка ущерба

В ДТП на дорогах страдают люди и ТС. Для получения потерпевшей стороной полноценной компенсации все потери нужно правильно классифицировать и определить их стоимостное выражение. Кто возмещает ущерб при ДТП, виновник или страховая компания, зависит от наличия у зачинщика происшествия сертификата ОСАГО и от размера выявленных убытков. Оценка ущерба ТС производится независимым экспертом, приглашенным компанией. Стоимость восстановления устанавливается с учетом:

  • характера неисправностей;
  • коэффициента износа;
  • возраста автомобиля;
  • пробега.

В 2018 году предельный размер компенсации для каждого поврежденного ТС – 400 тысяч рублей. Все, что свыше этой суммы, оплачивает виновник. Чтобы подстраховаться, можно оформить договор ДСАГО, вступающий в действие при недостатке лимита по обязательному полису.

Вред здоровью

Чтобы оценить в денежном выражении ущерб, причиненный травмами, полученными пострадавшими в ДТП, нужно посчитать:

  1. Все затраты на лечение, включая медикаменты, вознаграждение сиделки, восстановление в санатории и прочие.
  2. Упущенный доход за период утраты трудоспособности: зарплату, начисления по договорам об оказании услуг, предпринимательскую деятельность.

Представлением документов-оснований должна заниматься потерпевшая сторона.

Моральный ущерб

Если человек, признанный потерпевшим в ДТП, хочет компенсировать свои страдания, он вправе предъявлять претензии только виновному лицу в судебном порядке. Компенсация морального вреда при ДТП не входит в перечень допустимых возмещений по полису ОСАГО.

Обращение в страховую компанию

Одно из первых и важных действий, которое следует выполнить участникам ДТП – известить организацию, оформившую полис. Для ОСАГО на это отводится пять суток, которые исчисляются со следующего после аварии дня. Речь идет не о подаче заявления, а об извещении, заполняемом полицией или участниками. Нарушение сроков не является основанием для отказа в выплатах. Для каско допустимый период для извещения устанавливаются в договоре.

В какую страховую компанию обращаться

Обстоятельства аварии определяют, какая страховая компания выплачивает ущерб при ДТП пострадавшему. Просить о компенсации своего страховщика допустимо при соблюдении трех условий:

  • количество участвовавших ТС не более двух;
  • ущерб причинен только автомобилям;
  • оба собственника имеют действующие сертификаты ОСАГО.

Если хоть один пункт этих требований не выполняется, нужно обращаться к страховщику виновника.

Получение возмещения

Выплата потерпевшей стороне или выдача направления на ремонт должны быть произведены не позднее, чем через 20 календарных дней после подачи заявления. Возмещение материального ущерба при ДТП автовладельцу, который по согласованию со страховщиком самостоятельно нашел автосервис и произвел восстановление машины, выполняется спустя 30 календарных дней.

В каких случаях могут не выплатить компенсацию

Список причин для отказа в возмещении ущерба достаточно большой:

  1. Признание обоюдной вины, если потерпевший водитель был пьян в момент аварии.
  2. Отсутствие полиса у виновника.
  3. Наличие у пострадавших пассажиров страховки от несчастных случаев на транспорте.
  4. Обвинение потерпевшего в мошенничестве.
  5. Невозможность явно выявить виновника аварии.
  6. Просроченный сертификат ОСАГО.
  7. Банкротство страховщика.

В каждом из этих случаев существует свой алгоритм действий для пострадавшего, чтобы все-таки получить деньги.

Особенности возмещения по каско

Если автовладелец, помимо ОСАГО, оформил добровольное страхование, он вправе получить средства на ремонт своего ТС после аварии только по одному из полисов. Возмещение ущерба по каско без ДТП возможно в случае угона, кражи, пожара, техногенных катастроф и прочего. Обращение за компенсацией после аварии по обязательному и добровольному сертификатам одновременно расценивается как попытка незаконного обогащения.

Взыскание с виновника ДТП

Страховая компания производит выплаты только по действующему полису в пределах установленного лимита. Предъявлять требования лично к виновнику нужно в случае:

  • отсутствия ОСАГО;
  • превышения суммы фактических расходов на восстановление ТС или лечение над установленными лимитами;
  • причинения ущерба не во время движения;
  • допуска к управлению автомобилем лица, не вписанного в страховку;
  • желания потерпевшего получить компенсацию морального вреда.

Помимо этого, по решению суда можно произвести взыскание ущерба с виновника ДТП без учета износа. Единая методика оценки, которой пользуются страховщики, принимает во внимание амортизацию ТС. Потерпевшие в авариях считают это нарушением своих прав. Позиция Конституционного суда: разницу в оценках без учета и с учетом износа можно предъявить виновнику ДТП в судебном иске.

Как требовать выплату компенсации

При необходимости получить полное либо частичное возмещение убытков потерпевший должен определиться, с кого взыскивать ущерб при ДТП: с собственника или с водителя. За вред, нанесенный транспортным средством, отвечает его владелец. Если он сможет доказать, что аварию совершили третьи лица, которые незаконно присвоили автомобиль, то будет освобожден от удовлетворения претензий потерпевших.

До того, как взыскать материальный ущерб с виновника ДТП после аварии, подается досудебная претензия о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП. В ней содержится предложение о добровольной выплате, указываются реквизиты для перечисления. Сумма определяется по результатам экспертизы, на которую виновник должен быть приглашен письмом или телеграммой.

Размер страховых выплат

Компания перечислит потерпевшим в результате аварии, виновником которой является ее клиент, сумму, равную стоимости лечения, восстановления ТС, а также упущенную из-за нетрудоспособности прибыль. С апреля 2017 года поврежденные автомобили все чаще направляются на ремонт, а деньги получают заключившие договор со страховщиком СТО. Выплаты по ОСАГО при ДТП имеют максимальные пределы:

  • 500 тыс. руб. на одного пострадавшего;
  • 400 тыс. руб. на каждое поврежденное ТС.

Сумма выплат пострадавшим при ДТП, превышающая установленные законом лимиты может быть получена с виновника.

Подача иска в суд

Скачать образец иска

Перед тем, как подать в суд на виновника ДТП при возмещении ущерба, нужно соблюсти все необходимые формальности:

  1. Получить справки об аварии в ГИБДД.
  2. Заказать независимую экспертизу повреждений ТО.
  3. Обратиться к страховщику, получить неполную выплату в пределах лимита или отказ.
  4. Направить виновнику письменную претензию с предложением о добровольной компенсации.

Если второй участник ДТП отказывается платить, нужно подавать иск в районный суд по месту жительства ответчика.

Пакет документов

Вместе с заявлением нужно представить следующие бумаги:

  • справка о ДТП из полиции;
  • акт об административном нарушении;
  • заключение эксперта об оценке;
  • ответ страховой компании на запрос о выплатах;
  • квитанция о внесении госпошлины.

Судье могут понадобиться дополнительные документы, их нужно представить по запросу.

Госпошлина

Обязательный платеж при подаче заявления в суд рассчитывается на основании ст.333.19 НК РФ в зависимости от суммы имущественного иска. Например, если возмещение составляет до 20000 рублей, нужно внести 4% от его суммы, но не менее 400 руб.

Если ответчик не согласен с требованиями

Виновник ДТП после получения сообщения о начале производства по делу может выразить несогласие с фактами, изложенными в исковом заявлении.

Читайте также  Что делать при ДТП без пострадавших

Возражение на исковое заявление

Скачать возражение на исковое заявление

Свои доводы ответчик должен изложить в документе, адресованном районному суду. В возражении можно не согласиться с выводами эксперта, привлеченного потерпевшим, и потребовать назначения судом повторной оценки причиненного ущерба. Ответчик вправе приложить справки, подтверждающие тот факт, что он находится в тяжелом материальном положении и не может оплатить сумму, которую требует истец.

Особенности взыскания по судебному решению

Если суд удовлетворил иск потерпевшего в ДТП и обязал виновника выплатить определенную сумму, обе стороны получают решение. Ответчик может отказаться добровольно погашать задолженность, поэтому истцу следует обратиться в службу судебных приставов. Они вправе предпринять такие действия:

  • вынести постановление об удержании части трудовых доходов виновника ДТП;
  • списать деньги с его банковского счета;
  • арестовать имущество.

На время, пока не погашена задолженность, ответчику может быть запрещен выезд за границу.

Другие ситуации

Российский союз автостраховщиков разработал инструкции, определяющие порядок действий автовладельцев при ДТП. Эти правила выдаются каждой компанией вместе с полисом или высылаются электронной почтой на адрес клиента. Однако, бывают непредвиденные моменты, которые лучше обсудить с юристами.

Если виновник погибает

Ситуации, когда в дорожных авариях получают смертельные травмы водители, нарушившие ПДД, не так уж и редки. Если есть человеческие жертвы, расследовать ДТП должны представители ГИБДД. У них можно поинтересоваться, имелся ли у погибшего полис ОСАГО, и какая компания заключала договор. Компенсация при ДТП пострадавшему выплачивается по стандартной схеме. Если размер ущерба превысит максимальный лимит, установленный законом, требование о доплате нужно будет предъявлять наследникам погибшего.

Если виновник скрылся с места преступления

Опытные водители советуют в случае аварии первым делом смотреть на госномер второго участника. Это пригодится, если он решит уехать, не дожидаясь полиции. Потерпевший не должен гнаться за нарушителем, потому что он тоже будет считаться оставившим место аварии и лишится страховых выплат. Если не удалось запомнить номер, нужно записать как можно больше подробностей: цвет, марка, модель, повреждения и т. д. Следует опросить свидетелей и взять их координаты. Инспекторы ГИБДД должны оформить ДТП и начать розыск виновника. Если найти его не удастся, возможны два варианта:

  1. В аварии повреждены только ТС. В такой ситуации потерпевший возмещение не получит.
  2. В ДТП пострадали люди. Расходы по их лечению оплатит РСА (Российский союз автостраховщиков). Ремонт автомобиля компенсирован не будет.

При обнаружении виновника его компания должна возместить расходы потерпевшего и РСА.

Если отсутствует полис ОСАГО

Заключая договор со страховщиком, собственник авто защищает свой имущественный интерес. В случае аварии, виновником которой он будет признан, компания обязуется возместить расходы потерпевших. Если у виновника ДТП нет ОСАГО, все затраты он должен нести самостоятельно. Система страхования автогражданской ответственности выстроена так, что расходы производит компания, выдавшая полис виновному. Если ее нет, платить возмещение некому. У потерпевшего есть три варианта действий:

  • договориться на месте ДТП;
  • получить деньги по досудебной претензии;
  • обратиться с иском в суд.

Даже если все обстоятельства складываются в пользу прямого возмещения, оно невозможно, потому что нет компании, к которой будет предъявлен регрессивный иск.

Срок давности

Срок возмещения материального ущерба при ДТП регламентируется ГК РФ. Если нужно возместить затраты на ремонт ТС, подать заявление страховщику допустимо в течение 2 лет после аварии. Если же пострадали люди, срок давности составит три года.

Подводя итоги

Введение 15 лет назад в РФ обязательного ОСАГО коренным образом изменило ситуацию с возмещение ущерба от ДТП. Сейчас практически все потерпевшие получают своевременные полноценные выплаты от страховщиков, а не по решению суда с виновников, которые могут погашать иски небольшими суммами много лет или вообще не платить.

Источник: http://nadoroge.guru/dtp/vyplaty/vzyskanie-uscherba-s-vinovnika

Взыскание ущерба с виновника ДТП

Для возмещения причиненного ущерба в полном объеме (согласно ст.15 и ст.1064 Гражданского Кодекса РФ) потерпевшая сторона предъявляет претензии виновнику, предварительно оценив этот ущерб с помощью специалистов.

Виновник дорожно-транспортного происшествия (ДТП) обязан возместить ущерб, если:

  • лимита страховой выплаты не хватило либо выплата была частичной (только для восстановления автомобиля). Возмещается недостающая часть из личных средств;
  • страховая компания виновника аварии отказалась возместить ущерб (не страховой случай), либо у него не было договора ОСАГО. Виновник возмещает ущерб в полном объеме.

«Мирный» путь

Договоренность потерпевшего с виновником ДТП о выплате компенсаций без обращения в суд вполне законна, но важно зафиксировать все условия в письменном виде.

Прежде чем начинать переговоры с виновником ДТП, потерпевший должен

  • получить документы в ГИБДД и ответ из страховой компании (отказ от страховой выплаты или выплату, существенно меньше суммы реального ущерба);
  • сделать независимую экспертизу пострадавшего автомобиля.

Далее составляется досудебная претензия о возмещении ущерба ДТП. В документе указывается:

  • информация о ДТП и поврежденном автомобиле;
  • данные виновника аварии и потерпевшего;
  • результаты независимой экспертизы;
  • общая сумма убытков;
  • информации о страховой выплате и разнице между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (если работает полис ОСАГО);
  • сумма, которую необходимо выплатить, чтобы снять все претензии потерпевшего;
  • срок и форма выплаты (наличными либо на счет в банке).

К досудебной претензии прилагаются копии:

  • акта о страховом случае;
  • справки о ДТП; постановления, протокола по делу об административном правонарушении;
  • телеграммы с вызовом на осмотр машины для независимой экспертизы;
  • отчета независимой экспертизы;
  • чеков и квитанций, а также договоров по расходам, связанным с ДТП.

Отправляется заказным письмом с описью и уведомлением о вручении или передается лично под роспись о получении.

Судебный иск

В случае отказа виновника ДТП возместить ущерб в добровольном порядке, потерпевший вправе обратиться в суд — мировой или районный, в зависимости от суммы ущерба (районный суд рассматривает дело, если причиненный ущерб более 50 тыс. рублей).

  1. Иск подается в суд по месту жительства виновника ДТП. В исковом заявлении описываются события, на основании которых требуется взыскать возмещение ущерба, с обязательным указанием норм законов, дающих право на это.
  2. Ущерб подтверждается документами (экспертизы, справки, расчеты, протокол ГИБДД и т.д.).
  3. Уплачивается государственная пошлина (ее сумма зависит от суммы иска).
  4. При подготовке и на судебном заседании может потребоваться помощь юриста, который сможет грамотно апеллировать к нормам законов и приводить примеры из судебной практики.

НА ЗАМЕТКУ! Стоимость услуг юриста, сумму госпошлины, расходы на проведение независимой оценки ущерба и иные необходимые для ведения судебного процесса расходы включаются в итоговый размер ущерба, который должен компенсировать виновник по решению суда.

: Взыскание ущерба с виновника ДТП

Потребовать возмещения ущерба с виновника ДТП может не сам потерпевший, а страховщик, к которому переходит право требования, после выплаты потерпевшему страхового возмещения по договору каско (суброгация, ст.965 ГК РФ).

Виновник ДТП заплатит дважды

После ДТП с чужой дорогой иномаркой вам, возможно, придется ремонтировать ее за свой счет в стране-производителе

Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.

Возмещение «на бис»

В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт. В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ. Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.

В «Народном рейтинге» Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.

Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей. Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму.

Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели.

От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей.

В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».

Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).

Читайте также  Экспертиза повреждений автомобиля после ДТП

«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201. Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.

«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.

В «Тинькофф Страхования» подтвердили, что в компании сталкивались с такой практикой и есть прецеденты, когда такие случаи доходили до стадии судебного разбирательства. «В некоторых случаях суды удовлетворяют требования страховых компаний, руководствуясь постановлением КС РФ. Конституционный суд ввел в практику право требования возмещения дополнительного, реального ущерба в тех случаях, когда выплаты по ОСАГО не покрыли расходы на восстановление ТС. Ранее, до этого постановления, суды отказывали потерпевшим в компенсации расходов в полном размере», — пояснили в компании.

Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.

От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.

ОСАГО не защищает?

В мировой практике ОСАГО защищает виновника полностью в пределах страховой суммы, возмещая потерпевшему подтвержденную сумму, которая реально затрачена на восстановление его авто, отмечает один из участников форума. «А уж где потерпевший изволит чиниться — в гараже у турецкого дяди Васи, или в авторизованном сервис-центре — не важно. Виноватого СК и так «наказывает», увеличивая ему тарифы по ОСАГО на следующий срок страхования, — возмущается пользователь Geene. — А наши законодатели под воздействием лобби страховых компаний извращают смысл страхования как такового».

Автовладелец Geene не совсем прав: в законе об ОСАГО как раз прописано, что если сумма ущерба не превышает лимит 400 тыс. рублей, то никаких дополнительных требований к виновнику ДТП предъявлено быть не может.

«Такие требования о возмещении убытков с виновного водителя являются незаконными, — говорит специалист практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Юрий Суровцов.

— С виновного лица могут быть взысканы лишь убытки страховой компании, превышающие максимальный размер страховой суммы для возмещения имущественного ущерба в размере 400 тысяч рублей (статья 7 закона об ОСАГО)».

В данном случае между страховыми компаниями правоотношения не регулируются законом об ОСАГО, добавляет юрист. К отношениям между страховщиком, оплатившим потерпевшему ремонт автомобиля по каско, и страховщиком, с которым у виновника заключен договор ОСАГО, должны применяться общие положения законодательства о полном возмещении вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ). Следовательно, страховая компания по каско имеет право требовать полного возмещения убытков, связанных с ремонтом автомобиля потерпевшего в ДТП водителя, от страховой компании по ОСАГО, а никак не от виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность.

Невозможность законного обращения требования на страхователя подтверждает и Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, однако, считает, что разница в стоимости ремонта по каско и по ОСАГО — зона ответственности страховщика каско. «Единственная выплата, которая положена потерпевшему при ущербе до 400 тысяч рублей, — это та, что произвел страховщик в рамках лимита и по Единой методике (ЕМ).

Если лимит не был превышен, никаких дополнительных требований к виновнику предъявлено быть не должно, — разъясняет он. — Если дилерские услуги оказались более дорогими, это не влияет на виновника. Эта разница должна падать на страховщика, который осуществил страхование каско, — для того и существует этот вид страхования. Что ему (страховщику потерпевшего. — Прим. Банки.ру) положено по закону об ОСАГО, он получил от страховщика виновника.

Дальше он не должен предъявлять претензии ни виновнику, ни его страховой компании».

А судьи что?

Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.

ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха».

— С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».

Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.

В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков. «Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».

Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.

Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно. «Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.

«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую.

«Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики.

Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».

Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение.

Страховщики против… страховщиков

Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.

https://www.youtube.com/watch?v=IqRu0bN83CQ

Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру).

«В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа.

Читайте также  Сколько стоит автоэкспертиза после ДТП

— Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».

Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа.

Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП.

Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.

Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде.

Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного.

То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.

Юрий Суровцов полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru

Источник: http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10539446

Должен ли виновник ДТП выплачивать разницу

Можно ли взыскать возмещение в виде выплаты по страховке ОСАГО напрямую с виновника ДТП по части недополученной выплаты из-за методики расчёта с износом страховой компании? Непонятно звучит? Так, вероятно, и задумано.

Коротко, если Вы считаете, что, застраховавшись по ОСАГО однажды, Вы снимаете с себя все риски по выплате в случае ДТП, то Вы не правы. Так считает государство.

И для обратной стороны аналогично — если Вам выплатили с учётом износа, то Вы можете возместить вред с виновника.

Дело здесь в соответствующем постановлении Конституционного суда РФ, который считает, что действующее на 2018 год законодательство даёт право взыскать часть выплаты по ОСАГО напрямую с виновника ДТП. Если страховая выплатила недостаточно денег из-за утверждённой методики расчёта запчастей с износом.

Но давайте обо всём по порядку!

В чём дело? Исходные данные

Итак, действующий на 2018 год закон «Об ОСАГО» обязывает возмещать ущерб, причинённый застраховавшимся водителем, потерпевшему. Но этот закон также устанавливает определённый порядок такой выплаты (точнее, возмещения, ведь в приоритете на сегодня натуральный вид компенсации — ремонт автомобиля в сервисе страховщика) и, что самое главное, методику расчёта.

И такая методика расчёта предусматривает учёт износа запчастей на машину. То есть если возраст Вашего автомобиля более 5 лет, то Вы недополучите примерно 50% возмещения на запчасти. На работы износ не распространяется — они учитываются в полном объёме.

То есть что получается — ОСАГО должно покрывать ущерб, но фактически может покрыть всего лишь 50% от этого из-за учёта износа? Всё верно.

Но есть для Вас новости хуже, если Вы являетесь виновником ДТП. У потерпевшего теперь есть возможность взыскания выплаты без износа по ОСАГО непосредственно с причинителя вреда — то есть с Вас.

Что случилось?

Дело здесь в постановлении Конституционного суда. Весной прошлого года несколько инициативных граждан обратилось в этот суд после решений нижестоящих судов о том, что вот страховая компания им выплатила с учётом износа фактически меньшую сумму, чем стоит восстановление автомобиля после ДТП.

Заявители просили пересмотреть эти решения как противоречащие законодательству. Ниже мы рассмотрим логику и приведём решение Конституционного суда (КС).

Вывод из этого простой: по ОСАГО страхуется не вся ответственность при ДТП, а только её часть. То есть теряется весь смысл страхования ОСАГО.

Законно ли взыскивать разницу выплаты по ОСАГО с виновника?

Увы, но да. КС в конечном итоге удовлетворил жалобу обратившихся и вынес соответствующее постановление.

Но в чём логика? И что же получается, если Вы стали виновником ДТП, то страховая покроет только часть убытков? То есть закон о страховании работает так, что виновнику в любом случае придётся возмещать вред самому, пусть и частично? Совершенно верно.

До постановления КС судебная практика работала единообразно. Судьи считали, что вред, возмещённый страховой компанией в виде выплаты или ремонта, возмещён полностью, даже если денег на фактически ремонт у потерпевшего не хватило. С виновника требовать нечего, ведь его ответственность застрахована.

Но с такой судебной практикой не согласился КС. И вот в чём дело!

Можно приводить целый ряд ссылок на статьи законодательства, действующего на 2018 год, но в нашем случае достаточно только одной статьи — 1072 Гражданского кодекса РФ:

ГК РФ Статья 1072. Возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность.

Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причинённый вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

В контексте именно этой нормы права КС разъяснил, что, раз Конституция РФ даёт право гражданину на частную собственность, то это право не может быть нарушено неполной выплатой. А статья 1072 ГК как раз даёт право взыскивать разницу выплаты без износа по ОСАГО напрямую с виновника.

Судебная практика: прочитать соответствующее постановление КС РФ.

Исключение — европротокол

Всё вышеописанное работает только в тех случаях, когда ДТП оформлено с сотрудниками ГИБДД. Европротокол же устанавливает собственные правила по возмещению ущерба. И, согласно им, подписывая извещение европротокола, потерпевший соглашается с фактом возмещения ущерба в пределах именно страховой суммы.

Законодательным аргументом здесь выступает Постановление Пленума Верховного суда РФ №2 от 29.01.2015, которое говорит следующее:

39. Возмещение убытков в пределах сумм, установленных статьёй 11.1 Закона об ОСАГО, является упрощённым способом исполнения обязательств страховщиком, вследствие чего выплата прямого возмещения прекращает обязательство страховщика и причинителя вреда по конкретному страховому случаю (пункт 1 статьи 408 — ГК РФ).

В связи с этим не подлежит удовлетворению иск потерпевшего к страховщику и/или к причинителю вреда о возмещении ущерба на сумму, превышающую предельный размер страховой выплаты в рамках упрощённого порядка оформления дорожно-транспортного происшествия, за исключением случаев, когда соглашение участников дорожно-транспортного происшествия о его оформлении без участия уполномоченных на то сотрудников полиции признано судом недействительным.

По сути, первый абзац цитаты говорит нам о том, что даже если вместе с разницей расчёта без износа и выплаченной страховой суммой с износом не превышает лимит по европротоколу, то взыскивать выплату без износа с виновника напрямую нельзя. Но второй абзац прямо указывает лишь на случаи, когда фактическая сумма ущерба превышает лимит по европротоколу.

Если потерпевший обратился по Каско

Рассмотрим простой пример. Случилось ДТП, и потерпевший решил отремонтировать автомобиль по Каско, а не обращаться сразу по ОСАГО.

В этом случае страховая виновника по ОСАГО в рамках суброгации выплачивает сумму страховой потерпевшего, которая застраховала его по Каско. Но суть в том, что ОСАГО выплачивает опять же сумму с износом.

И в этом случае уже страховая компания потерпевшего имеет право напрямую взыскать разницу между расчётом без износа и с износом напрямую с виновника. Просто право требования в этом случае перешло от потерпевшего к его страховой компании.

Судебная практика и почему нужно не просто посчитать разницу?

Один важный момент, на котором обосновывается судебная практика (точнее, судьи) с момента выхода постановления КС – сам факт наличия разницы между расчётом без износа и с износом ещё нужно доказать.

Суть такой логики заключается в том, что если Вы подадите иск на виновника о взыскании разницы просто по результатам оценки страховой компании или экспертизы, то суд такие основания не зачтёт как достаточные.

То есть Вы могли отремонтировать автомобиль по ценам и с учётом износа, несмотря на расчёты.

А в суд необходимо предоставить доказательства того, что Вы реально понесли расходы на восстановительный ремонт больше, чем насчитала страховая компания – просто калькуляции для этого недостаточно.

Таким образом, судебная практика будет не на Вашей стороне, когда Вы подаёте иск о взыскании разницы напрямую с виновника, в случаях, если:

  • Вы даже не ремонтировали автомобиль, и Вам нечем обосновать, кроме расчёта независимой экспертизы,
  • в том числе если Вы продали машину и также, разумеется, её не ремонтировали,
  • отремонтировали автомобиль, но не сохранили доказательств оплаты.

Источник: http://driving-177.ru/dolzhen-li-vinovnik-dtp-vyplachivat-raznitsu/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: